Полезности для общения — 4. Треугольное счастье.

Автор: | 18.07.2015

 

Еще один инструмент работы над улучшением общения и построения взаимодействия.

А также по работе с выходом из манипуляций и деструктивных отношений. А также по улучшению взаимодействия на работе, дома, в семье и т.д. А также просто красивая вещь))))

Треугольный мир!!!))))))

Жил был обычный русский парень Стивен. Ну не совсем русский, мама всё-таки была испанка. Но отец приехал в Америку из России.

И так Стивен Карпман. Любил спорт и психологию. И однажды сидя и просматривая очередной баскетбольный матч, засмотревшись на загорелых спортсменов, перекидывающих мячик по согласованной тренером схеме, ему в голову пришла идея о треугольной природе мира. Идея о том, что подобно спортивной игре, психологические игры тоже имеют «тренерскую установку» и у каждого «игрока» есть определённая роль «на поле» игры.

61vZAOMeLiL._SL1500_-300x300

Он построил схему взаимодействия в психологических играх – драматический треугольник – Жертва, Преследователь, Спасатель. Вначале это был четырехугольник, но после Стивен его упростил. Все наверное так или иначе про неё слышали. Он поделился своей идеей, написав статью про это. Именно этот шаг не позволил стать ему «Каллером»))) когда он хотел зарегистрировать права на «драматический треугольник Карпмана» — права уже кто-то расторопный зарегистрировал)))))

Но это его не остановило. И мир стал приобретать треугольный вид.

Про классические определение ролей можно почитать тут — Игры по Берну — 3. Анализ ролей). Про Игры и треугольник ( классическое описание)  почитать тут — Введение в Транзактный анализ — 21. Игры и анализ игр .

Про разновидности Треугольников в конце статьи.

Просто немного напомним:

 основной посыл входа в Драматический треугольник – уход от ответственности за собственные чувства.

Точно так же, как вместо того, чтобы пытаться заработать настоящие деньги, многим кажется проще сделать фальшивые, так многие, вместо того, чтобы пытаться получить «истинные» переживания – любовь, радость, уважение – заменяют их суррогатами. Им кажется, что их получить проще, не надо вкладывать столько душевных сил, да и они обычно гораздо более ощутимые, весомые. Несколько типичных треугольников: Старый Терапевт – Клиент – Новый Терапевт, Жена – Муж – Любовница, Муж – Жена – Подруга Жены

1 - копия

Стрелки на треугольнике указывают направление транзакций, но драма в Треугольнике происходит от переключения ролей.  Рано или поздно Жертве становится «плохо» от постоянного положения внизу треугольника, и переходит в Преследователя. Или Спасатель устаёт от отсутствия благодарности за свои усилия, становится Преследователем.

 Как использовать?

Итак , как использовать Треугольник. В принципе осознать свои негативные черты поведения – уже полдела. Но всё же пойдём другим путём. Или скажем так – пойдем дальше!

Итак Стивен Карпман предположил , что в каждой роли, кроме негативных проявлений есть и позитивные. Мало того, есть социальный уровень и внутренний (психологический).

2 - копия

Эта внутренняя диаграмма ПСЖ помогает объяснить: 1) внутренние чувства, 2)внутренний диалог (транзакции по отношению к самому себе), 3) внутренние игровые роли (включая внутренние переключения) в процессе психологической игры. В любой момент времени может доминировать любая из них. В гневе верховодит внешняя личность, при депрессии – внутренняя.

3 - копия

В Треугольнике Минисценария Драйверы начинаются с веры Жертвы в Спасение: «Я буду ОК, если я: Буду Лучшим, Буду Сильным, Буду Торопиться, Буду Стараться, или Буду Радовать Других.» Это может происходить внутри и вовне в позиции Спасателя, и когда не приводит к результатам, это неминуемо ведет человека к его Стопперу или позиции Обвинителя (П) внутри или вовне треугольника, что затем ведет к конечной позиции Безысходности (Ж). После этого процесс повторяется, часто за считанные секунды.

Родительские предписания(П), драйверы(С) и рэкетные чувства(Ж) располагаются по соответствующим углам второго уровня в Треугольнике.

4 - копия

П = Предписания С = Драйверы Ж = Рэкетные чувства

Итак, Стивен Карпман предположил, что в каждом угле Треугольниик есть ресурс, позитивный ресурс, который не достаточно развит, или недостаточно снабжён энергией. И пусть к выходу из Треугольника – развитие этих областей.

5 - копия

Он назвал это «Допущение 10 %»:

  1. В каждой игре существует как минимум 10% разумных, ОК, доводов в каждой позиции П, С, Ж.
  2. Каждое высказанное утверждение содержит как минимум 10% истины.
  3. 10% людей реагировали бы точно также.
  4. 10% из того, что вы говорите, в любом случае неправда.

6 - копия

Плюс посмотрим на треугольник с точки зрения Окей позиий

7 - копия

Положение Спасатель — квадранте 3 (Я не ОК и Ты не Ок). Это не сразу очевидно: но на самом деле Он имеет низкую самооценку, и, поскольку не хочет, чтобы остаться один на один с собственной уязвимостью, начинает активно заботиться о другом человеке, в котором они видят уязвимость – в человеке – Жертве .(хотя в конечном счёте ни одна из сторон не удовлетворит своих потребностей). Печаль. После он часто уходит в Жертву от обиды и несправедливости.

Жертва — в квадранте 1 ( Я не ОК, Ты Ок), хотя могут перейти и в квадрант 3 ( Я не ОК и Ты не Ок) – уже в Преследователе внешне, но внутренне всеравно Жертва.

Преследователь – в квадранте 4 (Я хорош, Ты Совсем не хорош)

Таким образом, самая энерго ресурсная позиция – Преследователь. Но использует он эту энергию не надлежащим образом.

Что делать со всеми этими знаниями? что конкретно и практически делать?

ИТАК

Что делать после того, как Вы определили , что Вы в одной из вершин треугольника ( или Вы определили, свою «любимую» вершину).

  • Спасатель должен взять на себя ответственность за себя и признать свою уязвимость.
  • Жертва должна принять свою уязвимость и брать ответственность за себя, а также признать, что они имеют возможность и энергию и могут исправлять ситуацию сами.
  • Преследователь должен изначально направить свою власть на себя ( если так можно сказать))), а не бояться её или использовать её тайно.

Кроме того, надо двигаться в квадрант 4 – Я ок и Ты Ок. позиция равенства. Брать ответственность за себя, и позволять брать ответственность ( не отнимать такую возможнсть) другому человеку.

И конечно из всего вышесказанного надо понимать, что позитивная часть каждого угла – это определённая поддержка.

8

П+ = самоподстегивание, умение управлять собой, дисциплина, целеустремленность и сила характера

С+ = самопоглаживание, самозащита, вера в себя и в свое здоровье, собирание ОК разрешений.

Ж+ = принятие себя, открытость, простота, мягкость, восприимчивость.

Таким образом, был предложен Треугольник Победителя.

Треугольник Победителя использует ту же структуру, что и драматический треугольник, но использует Взрослое эгосостояние вместо Родительской и Детской ролей в Треугольнике..

9

У каждой Роли драмы треугольник есть свой эквивалент в треугольнике Победителя. Каждый из трех ролей в треугольнике Победителя является «OK» роль и имеет другой набор навыков (см таблицу ниже).

Драма  треугольник Роль Победители  треугольник Роль Умение
Жертва Создатель (Уязвимость, ранимость) Решение проблем, адекватный поиск решений и оценка их последствий. Нет избегания или фиксаций на проблемах.
Спасатель Тренер, достигающий (Забота) Забота и поддержка. Помощь в составлении плана действий. Поддерживает независимость
Преследователь  Уверенный в себе, настойчивый (Уверенность) Ваши потребности удовлетворены, и за это никто не наказан.Ориентация на рост и обучение, вместо критики, обвинений и сверхконтроля. Помогает идти, а не «забивает».

Еще вариант треугольника и выхода из драматического треугольника.

10

Адекватные реальности поступки и решения. Помощь и забота ( как для себя, так и для окружающих), Способность отдавать и просить о помощи и говорить о своих потребностях.

Еще всевозможные варианты треугольников:

 

ТРЕХУРОВНЕВЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

11

Сказанное. Невысказанное. Неизвестное.

12

Сознательное. Подсознательное. Бессознательное.

ДИНАМИКА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Гены можно разделить на Доминирующие (П) гены, гены которые будут способствовать дальнейшему развитию, эволюции (R) и неблагоприятные гены (Ж).

КЛЕТОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

Одна группа клеток вырабатывает химические вещества, гормоны (ОБЕСПЕЧЕНИЕ), для клеток (Ж), ожидающих приема (ПОТРЕБЛЕНИЕ), в то время как другие клетки (П) осуществляют блокирование (ОГРАНИЧЕНИЕ) слишком большого выброса или поглощения веществ.

13

Клеточный уровень. П = Ограничение, С = Обеспечение, Ж = Потребления.

ТРЕУГОЛЬНИКИ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТИ

Рисунок а. Представим человека, который хочет попросить свою жену сделать пластическую операцию, чтобы улучшить их сексуальную жизнь, в надежде, что жена станет Спасателем их отношений. Но он знает, что стоит ему попросить об этом и она отреагирует с позиции Преследователя и оттолкнет его ещё дальше от себя. Таким образом, он стоит в нерешительности, «наполняя себя чувствами» в позиции Жертвы. В фигуре b, он тайно копит недовольство в позиции Жертвы, но если он начнет высказываться, это прозвучит слишком враждебно (Преследователь), таким образом, он остается в позиции Жертвы, в нерешительности. В фигуре c, он чувствует, что его игнорируют, и желает Спасти сам себя, познакомившись с девушкой на стороне, но это может обернуться тем, что его покинут обе женщины (двойной Преследователь), и он вновь станет Жертвой. Выход из двойного тупика осуществляется с помощью осторожной и заботливой коммуникации на протяжении длительного времени. Если кто-то оказался в затруднительном положении, ему следует отыграть карты: Признай это, Поверь в это, Измени это.

14

Рисунок а.                         Рисунок b.                       Рисунок c.

ТРЕУГОЛЬНИКИ ПОРОЧНОГО КРУГА

Рисунок а. Одинокие Жертвы, которые испытывают Расстройство Контроля над Побуждениями и имеют неудовлетворенные потребности, Спасают себя посредством еды, азартных игр, секса, власти, растранжиривания и наркотической зависимости, затем страдают от последствий (П) извне или изнутри, и возвращаются, таким образом, в позицию Жертвы. Рисунок b описывает классический круг насилия, стрелка совершает колебательное движение в противоположную сторону. Освобождение от отвергаемой роли Жертвы (1#) приходит с накоплением напряжения (2#), которое изливается в виде насилия Преследователя (3#), за которым следуют раскаяние и извинение в виде «сюсюканий», затем следует этап обещаний (4#), который начинает круг сначала (1#).

15

Рисунок а. Треугольники Зависимости

16

Рисунок b. Треугольник Круга Насилия

ТРЕУГОЛЬНИКИ ЛОВУШКИ И «УЗЫ ПРЕДАТЕЛЬСТВА»

На первых двух диаграммах один из родителей блокирует другого с помощью уз «особого секрета» или узами угрозы. На третьей диаграмме две верхние роли уже настолько всесторонне контролируются и исполняются, что Жертва не может претендовать на них, и оказывается загнанной в подчиненную позицию.

17

1                                              2                                         3

  1. «Никому не рассказывай наш особый секрет» 2.  «Не рассказывай, а не то я!!!» 3.  «Тебе не справиться без меня»

ТРЕУГОЛЬНИКИ УГНЕТЕНИЯ И ТРЕУГОЛЬНИКИ РАВНОПРАВИЯ

Рисунок а. демонстрирует социальных Жертв дефицита и угнетения. Их попытки освобождения не приводят к результатам по причине неэффективности или диверсий со стороны традиционных Преследователей. Затем следует возвращение против часовой стрелки к позиции Жертвы, откуда можно начать все заново или сдаться. Рисунок b изображает ОК Спасение, которое осуществляется с помощью самостоятельных усилий или вдохновляющих героев или общественных движений. Успешная ОК конфронтация с позиции Преследователя включает лидерство или собственную настойчивость и выводит за пределы треугольника, при том, что все три стороны угла были задействованы.

18

Рисунок а. Зацикливание

19

Рисунок b. Выход

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ

Драма в треугольнике создается переключением ролей. Игроки будут умело и быстро переключаться между ролями, чтобы избежать любой ясности. Для того чтобы скрыть, защитить и отстоять свои пороки они быстро переключаются туда-сюда между ролями, используя Три Правила Хаоса:

1) Все превращать в психологическую игру

2) Все отрицать

3) Немедленно заставить вас защищаться (семейное правило гласило: говори быстро, не слушай.)

Алкоголик, в позиции полной сожаления Жертвы может изображать раскаяние, затем переключиться в позицию угрожающего, запутывающего или убеждающего Преследователя, затем переключиться в роль Спасателя и стать «слишком хорошим, чтобы быть правдой» и обещать, что все станет лучше, если ему дадут второй шанс. Но вскоре вновь вернется опечаленная Жертва, чтобы начать круг заново.

20

Рисунок а. Увертливое переключение

РОЛИ В СЕМЬЕ АЛКОГОЛИКА

выстраиваются так:

Три семейных роли:

Алкоголик                           Со-зависимый

21

В.Ре.А. (Взрослый в Ребенке Алкоголика)

Четыре классических сценарных выбора В.Ре.А.:

«Козел Отпущения»                                      «Герой», «Талисман»

21

«Потерявшийся ребенок»

Если интересно — то видео с автором треугольников)

Поделиться в соц. сетях