ОПИСАНИЕ
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: «родительское», «взрослое», «детское».
Родительское (Родитель — Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я», критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый — В) состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на: естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся Детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее Детское «Я».
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания приведены в следующей таблице
Инстанция «Я» | Типичные способы поведения, высказывания | |
Родитель | Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает
«Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем» |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает
«Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!» |
|
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения
«Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе» |
|
Ребенок | Спонтанный ребенок | Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение
«Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!» |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение
«Я бы с радостью, но у нас будут неприятности» |
|
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение
«Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете» |
Позиция |
Ребенка (Д) |
Родителя (Р) |
Взрослого (В) |
Определение |
эмоциональность, |
тот, кто воспитывает, |
реальное |
Слова и |
хочу |
надо |
могу |
Тон |
неуверенный, |
категоричный, |
спокойный |
Эмоции и |
беспокойство, |
гнев, злость, |
спокойствие, |
Поведение |
неуверенное |
агрессивное |
уверенное |
Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э .Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).
ОБРАБОТКА
Я-состояние | Суммируемые утверждения | Сумма баллов | |
Д |
«Дитя» | 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 | |
В |
«Взрослый» | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 | |
Р |
«Родитель» | 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 |
Расположить результаты в порядке убывания и записать формулу потенциальных ролей.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Если вы получили формулу ВДР – это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит «Р». Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду–матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке, Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.
Сочетание ДВР говорит о непосредственности и эмоциональности как главных составляющих процесса общения. Но эти качества хороши до определенных пределов. Если они начинают мешать общению, то пора взять эмоции под контроль
«Д» на первом месте – это вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно, и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.
Текст опросника
Высказывание |
Личная оценка высказывания |
|
1 |
Мне порой не хватает выдержки |
|
2 |
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять |
|
3 |
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей |
|
4 |
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях |
|
5 |
Меня провести нелегко |
|
6 |
Мне бы понравилось быть воспитателем |
|
7 |
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому |
|
8 |
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события |
|
9 |
Каждый должен выполнять свой долг |
|
10 |
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется |
|
11 |
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия |
|
12 |
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить |
|
13 |
Я, как и многие люди, бываю обидчив |
|
14 |
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе |
|
15 |
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей |
|
16 |
Я – увлекающийся человек |
|
17 |
Мой основной критерий оценки человека – объективность |
|
18 |
Мои взгляды непоколебимы |
|
19 |
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать |
|
20 |
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны |
|
21 |
Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств |
|