«ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ»

Автор: | 08.07.2015

ОПИСАНИЕ
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. 
Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: «родительское», «взрослое», «детское». 
Родительское (Родитель — Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я», критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения. 
Взрослое (Взрослый — В) состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений. 
Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на: естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся Детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее Детское «Я». 
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя. 
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. 
Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания приведены в следующей таблице

Инстанция «Я» Типичные способы поведения, высказывания
Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает

«Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»

Критический родитель Грозит, критикует, приказывает

«Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!»

Взрослый Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения

«Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»

Ребенок Спонтанный ребенок Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение

«Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»

Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение

«Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение

«Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»

 

Позиция

Ребенка (Д)

Родителя (Р)

Взрослого (В)

Определение
понятия

эмоциональность, 
беззащитность, 
безответственность

тот, кто воспитывает, 
наказывает и т.д.

реальное 
видение мира

Слова и
выражения

хочу

надо

могу

Тон

неуверенный,
капризный

категоричный,
самоуверенный

спокойный

Эмоции и
чувства

беспокойство,
тревожность,
страх, огорчение

гнев, злость,
презрение, ненависть

спокойствие,
удовлетворение,
уравновешенность

Поведение

неуверенное

агрессивное

уверенное

 
Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э .Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения. 
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я». 
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10). 

ОБРАБОТКА

Я-состояние Суммируемые утверждения Сумма баллов

Д

«Дитя» 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

В

«Взрослый» 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

Р

«Родитель» 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

Расположить результаты в порядке убывания и записать формулу потенциальных ролей.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Если вы получили формулу ВДР – это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит «Р». Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду–матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке, Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.
Сочетание ДВР говорит о непосредственности и эмоциональности как главных составляющих процесса общения. Но эти качества хороши до определенных пределов. Если они начинают мешать общению, то пора взять эмоции под контроль
«Д» на первом месте – это вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно, и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.

Текст опросника

Высказывание

Личная оценка высказывания

1

Мне порой не хватает выдержки

2

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3

Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей

4

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях

5

Меня провести нелегко

6

Мне бы понравилось быть воспитателем

7

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

8

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

9

Каждый должен выполнять свой долг

10

Нередко я поступаю не как надо, а как хочется

11

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

12

Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить

13

Я, как и многие люди, бываю обидчив

14

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

15

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

16

Я – увлекающийся человек

17

Мой основной критерий оценки человека – объективность

18

Мои взгляды непоколебимы

19

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать

20

Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны

21

Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств

Поделиться в соц. сетях